Вчера Истинный Учитель Истины (то есть я) получил любопытное письмо из параллельного пространства. Написал мне коллега, живущий в мире, порабощенном тоталитарной властью. Он руководит кафедрой фатигологии в столичном Морквоградском Е.И.В. краснознаменном университете. Текст его послания представляется настолько интересным, что я решил привести его здесь почти целиком. "Дорогой коллега!
В своем последнем письме Вы интересовались, кем именно порабощен наш мир. К сожалению, проблема нашей планеты в том, что она просто порабощена, а не "порабощена кем-либо". На заре исследований нам казалось, что основную роль в мировой закулисе играют компании, производящие товары для дома. Однако теперь мы можем с уверенностью констатировать, что порабощенность может отлично существовать вообще без поработителей. Достаточно одних только рабов. В сущности, что есть раб? Человек, делающий лично ему не нужное.
В своё время у нас была эпоха примитивной порабощенности: населением руководил некто в броне и с крепкою дружиной, крышевавший подданных и требовавший пахать, покуда солнце не сядет. Затем пришла эпоха порабощенности идейной: тут и там в разных странах появлялись держатели контрольного пакета истины, требовавшие ритуалов и отката, а не то худо будет. Позже, с развитием промышленности и электронных коммуникаций, мы пришли к высшей, очищенной от конкретных рабовладельцев форме порабощенности. На моей кафедре ее называют Диктатурой Усталости.
Суть её в том, что усталость стала сегодня для моих современников психической нормой. Как показал наш спектральный анализ, она не связана каким-либо образом с трудовыми нагрузками. Специально отобранных добровольцев мы заточали на полгода на тропические острова, на которые с самолётов сбрасывали свежие партии книг, мулаток, анаши и коктейлей "маргарита". И что же? Уже через месяц они начинали уставать от отдыха, принимались обыгрывать друг друга в карты и взаимно опутывать друг друга кредитами. После чего немедленно бросались их отрабатывать и вполне обоснованно жаловаться на усталость.
Наш спектральный анализ показал, что усталость, как ни странно, является желанным состоянием для любого человека. Именно ради неё, а вовсе не ради каких-либо реальных благ, наш современник напрягается и рвет (зачёркнуто) лезет из кожи вон на работе и в быту, беря овертаймы и закупая разнообразную чушь в телемагазинах. Если нашим физически работавшим предкам усталость -- это блаженное чувство, говорящее, что всё возможное сделано, сил нет и можно вырубиться -- обеспечивалась механически, то сегодня это товар, за который все платят добровольно.
Если усталости нет, то человек оказывается в состоянии бесцельной свободы. Разумеется, он впадает в панику: перед ним в полный рост встают те самые проклятые экзистенциальные вопросы вроде "откуда мы пришли, куда свой путь вершим, в чём жизни смысл" и так далее. Поскольку в поиске научного ответа на них мы так и не продвинулись (кстати, как с этим у вас?) -- главной целью сегодняшнего человека является отключка и забвение. Утанцеваться, уработаться, напутешествоваться, отлежаться до максимальной усталости -- вот чего жаждет наш современник. Бодрого, алертного состояния он боится и не может выносить его сколько-нибудь долго.
Многие мои коллеги в этой связи предлагали "возродить религиозность", которая одна может ответить на вопросы "откуда мы грядём" и пр. Действительно: вера в Божий Промысел, направленный ко благу, спасает от ужаса бесцельной свободы. Проблема, однако, в том, что вера невозможна без соответствующих дел (иначе любая религия -- просто дискотека). А дела веры идут совершенно вразрез с тем, чем привык себя вырубать современный человек. Предлагать ему "уверовать" в современном, пронизанном насквозь овертаймами и культурным досугом мире -- всё равно что предложить наркоману отломаться на складе героина. Вера требует от человека величайшей ясности, взгляда в неведомое и отказа от усталости. Современный же мир построен на поиске этой самой усталости и защиты от неведомого. Всё, чем занят наш современник -- это магический ритуал и шаманство худшего пошиба, призванные выпросить у неведомого еще немного усталости.
С другой стороны, вера не может изолированной. Построив где-нибудь под столом или в шкафу замкнутую религиозную общину на основе веры, вы убьёте ее активную суть. А значит -- всякий проповедник веры должен идти в мир. То есть на героиновый склад простых человеческих усталостей. И там заниматься разъяснительной работой, сталкиваясь с естественным отторжением со стороны усталых.
Таким образом, для решительной атаки на диктатуру усталости нам необходима целая армия неутомимых и бесстрашных добровольцев. Если у Вас, коллега, есть под рукой миллион или два -- пришлите их, пожалуйста. Можно прямо ко мне на кафедру, адрес Вы знаете."